Нарыл описание воспеваемого в отечественной историографии боя брига "Меркурий" со слов английского офицера, бывшего в ту пору на "Селимие". Перевод мой.
читать дальше"Одним из наших фрегатов был "Св. Рафаил", захваченный тремя неделями ранее. Даже не подозревая, что оттоманский флот может выйти в море, русский капитан, крейсирующий вдоль берегов Анатолии, принял наш флот за его собственный. Не подавая никаких сигналов, ночью он примкнул к эскадре, а утром с удивлением обнаружил себя окружённым турецкими флагами. Даже тогда быстрый манёвр и пара бортовых залпов позволили бы ему сбежать от столь неопытного противника; у него было бы достаточно времени для отступления, поскольку офицеры "Селимие" были настолько невежествены в характеристиках их собственных кораблей, что им нужно было дождаться пока все корабли поднимут свои флаги, чтобы распознать лишнего. Однако русские, словно имбецилы, подняли Андреевский флаг, пока выстрел с флагмана не заставил их спустить его. Фрегат был тихо захвачен, и паша, изумлённый внезапной встречей, возблагодарив Аллаха, переименовал трофей в "Дар Небес". Носовую фигуру ангела заменили ананасом. Султан посетил корабль, уделив внимание портретам императора и императрицы в каюте. Он спросил у пленников, действительно ли эти портреты похожи, и после утвердительного ответа придворные подхалимы начали вещать о том, что это предвосхищает скорое пленение тех, кто на этих портретах изображён. Махмуд был доволен, однако я не думаю, что он рассчитывал на такой поворот событий более, чем на то, что 3 месяцами спустя русский генерал займёт его собственный дворец в Адрианополе.
Фрегат остался, однако, не без свидетелей своей бесславной капитуляции. Его сопровождал бриг, но к счастью для него с подветренной стороны от неприятеля и не будучи окружённым. Без промедления он с достоинством поднял паруса по ветру и, лавируя зигзагами, спасся из-под скверного огня капитан-бея, получив лишь незначительные повреждения. Капитан-бей в бешенстве объяснял мне причины: "Заяц был у меня в когтях, но мои шавки испугались своего собственного носа. Когда снаряд пролетел мимо них, они оставили свои посты. Увы! Храбрейшие пали при Наварине, а эти вчерашние пастухи впервые нюхнули море и пороху." Он говорил правду..."
Нарыл описание воспеваемого в отечественной историографии боя брига "Меркурий" со слов английского офицера, бывшего в ту пору на "Селимие". Перевод мой.
читать дальше
читать дальше