Специфическая информация. Для неинтересующихся будет неинтересно. Ваш Кэп.Якоря.
Полный комплект 70-пушечного корабля 1709 г.:
"шит анкор" - 2,6 т
"бест боуэр" - 2,5 т
"смолл боуэр" - 2,4 т
"спэйр анкор" - 2,3 т
1 большой якорь производился силами 20 рабочих в течение 30 дней и стоил 470 ф.ст. А полный комплект - 1750 ф.ст.
В 1748 г. в Дептфорде работала целая бригада - 1 главный кузнец, 12 кузнецов, 88 помощников. Это было второе по численности квалифицированного персонала подразделение на верфи.
Канаты. Каждое судно 1 ранга - от 36 до 45 т канатов. Судно 3 ранга - от 15 до 18 тонн. Толщина якорного каната в дюймах была примерно вдвое меньше ширины судна в футах.
Защита корпуса от червей и прочих морских животных:
Уплотнение швов. Производилось смолой или дегтем. После чего применялись "Уайт стафф", "Блэк стафф" или "Браун стафф"
Уайт стафф:
350 кг канифоли, 18 галлонов масла, 84 фунта серы общей стоимостью 7/4/9 ф.ст.. - это для 4 ранга.
Блэк стафф:
Получали из дегтя и смолы. Стоимость - 3/12/0 ф.ст. для судна 4 ранга
Обшивка.
В 18 веке 74-пушечный корабль использовал для обшивки 18 200 футов планок. А в порту на экстренный случай должно было находиться 150 000 футов. Толщина планок - 3/4 дюйма.
Гвозди.
В 1654 г. на обшивку "Дувра" ушло 150 000 3"-гвоздей.
74-пушечный корабль = 1,5 тонны гвоздей в среднем.
если применяется обшивка свинцом - еще несколько тонн свинца на корабль... (свинцовая обшивка появилась в 1660-е)
Главная задача обшивки - защитить корпус от червей.
В 1708 г. судно должно было быть полностью обшито в течение суток при возникновении необходимости.
Перейдем к пушкам.
В начале 17 века английские пушки считались лучшими в Европе. Были приняты меры к ограничению их экспорта.
Так, в самой Англии пушки продавались за 12 ф.ст. за тонну, в Амстердаме - 40 ф.ст., во Франции - 60 ф.ст., в Испании - 80 ф.ст.
Спрос на пушки возрос во время англо-голландских войн. Так, только предприятие Брауни получило от правительства 136 000 ф.ст. за период 1664-1678 гг.
Морские орудия были дульнозарядными. Они представляли из себя ствол, закрытый с одного конца, с цапфами посередине для установки на лафет, каскабель для эээ... удерживающего(?) троса и отверстие для воспламенения пороха. Орудия были цельнометаллическими, из железа или "латуни" (хотя состав сплава был скорее характерен для бронз).
Оружейник начинал работу с изготовления полноразмерной модели орудия. Для этого на деревянную болванку наматывались слои сена или веревок до нужной толщины. Сверху это покрывалось смесью из глины, шерсти, конского навоза и суглинка. Пока макет был влажным, он вращался против протяжной доски, которая придавала ему конечную форму, включая укрепляющие кольца, постепенное сужение к дулу и повышенную толщину у края дула. Формы для цапф прибивались к этому и служили для декоративных целей. Цельная конструкция покрывалась слоем глины, которая затем высушивалась и формировала форму для орудия. Заднюю часть пушки - казенник и каскабель формовали отдельно, но обе части соединяли вместе для отливки. Ствол формировался с помощью сердцевины, которую старались поместить в форму как можно ближе к центру орудия. У нижнего конца сердцевина крепилась металлической треногой, которая затем становилась частью орудия. Готовая форма сильно укреплялась металлическими кольцами, и затем туда заливался расплавленный металл до краев дула. После того как металл застывал, форма ломалась и готовое орудие извлекалось.
Поскольку форма ломалась после изготовления орудия, не существовало двух одинаковых орудий. И даже у одного производителя орудия могли сильно отличаться по весу. К примеру в 1665 г. 9-фунтовые орудия могли весить от 2,2 до 2,6 т, 8,5-фунтовые - от 2,2 до 2,4 т, кульверины - от 2 до 2,3 т. В 1705 г. 7 24-фунтовых орудий Готта были забракованы на основании того, что оказались гораздо тяжелее, чем было указано в контракте.Еще одной, даже более серьезной проблемой было то, что сердцевина часто вставлялась недостаточно аккуратно и такое орудие не могло использоваться для стрельбы.
Полномасштабные чертежи орудий были разлоснаны производителям только в 1716 г., а в 1730 г. - стандартные бронзовые "прибойники" для формирования канала ствола...
К концу 18 века производство орудий достигло небывалого размаха. К 1795 г. британские оружейники потребляли 24 000 т. железа ежегодно - почти четверть национальной продукции черной металлургии.
В 16 столетии железо считалось неподходящим материалом для орудий, главным образом ввиду того, что оно успевало затвердеть раньше, чем удавалось заполнить форму до краев. Отлитые из железа пушки были либо маленького калибра, либо слишком тяжелыми для своего калибра, либо опасно ненадежными. Они ставились на торговые суда, но никак не подходили для КВМФ. Хотя Генрих VIII строил свой флот быстро и дешево за счет массового производства железных орудий, они не могли использоваться сколько-нибудь продолжительное время. В 1569 г. Елизавета решила полностью перевести свой флот на латунные (бронзовые) пушки. Однако фактически это было не таким радикальным решением, как кажется на первый взгляд, поскольку 264 из 312 использовавшихся к тому времени пушек на ВМФ и так были бронзовыми. Более того, значительная часть орудий могла быть снята с крепостей, поскольку у флота был приоритет, а Елизавета отличалась известной экономностью. В 1570 г. железное орудие стоило 10-12 ф.ст. за тонну, а бронзовое - 40-60 ф.ст. за тонну. К 1670 г. железо стоило 18 ф.ст. за тонну, латунь (бронза) - 150 ф.ст. Однако, бронза имела ряд преимуществ перед железом. Бронза не подвергалась коррозии, была более выгодным вложением, чем сами корабли ввиду долговечности, к тому же могла быть переплавлена без потери качества. Хотя эти преимущества терялись, если судно было захвачено или потоплено, флот Елизаветы был достаточно осторожен. За 16 лет войны с испанцами КВМФ потерял лишь 2(!) корабля - один потоплен, а другой ("Ривендж") - захвачен. Одним из недостатков бронзы было то, что после долгой стрельбы орудие прогревалось настолько, что теряло прочность. Однако этот недостаток еще долгое время будет несущественным... Против Армады корабли посылали с запасами 25 выстрелов на орудие, а в 1760 г. боезапас составлял 60-70 выстрелов. Темп стрельбы в елизаветинскую эпоху был очень невысоким. Так, корабли, сражавшиеся с Армадой опустошили свои погреба за неделю постоянного контакта с врагом. Таким образом, бронза оставалась вполне подходящим металлом для орудий. На момент смерти Елизаветы в 1603 г. 93% орудий флота были бронзовыми.
Наследник Елизаветы, Яков I, не уделял флоту достаточно внимания. Однако, его сын, Карл I увеличил налоги на строительство флота. Хотя количество кораблей с 1603 по 1633 выросло с 42 всего до 50, количество пушек на них возросло в 1,5 раза - с 989 до 1430, поскольку новые корабли были крупнее предшественников. В 1637 г. количество орудий возросло еще больше, когда Карл построил свой крупнейший корабль - The Sovereign of the Seas со 102 орудиями.
В начале правления Карла, в 1625 г., пришли к выводу, что необходим более дешевый способ производства орудий. Бронзовые рудия были слишком дорогими. При отсутствии их на складе стоимость корабля могла увеличиться еще на 1/3 первоначальной. Адмиралтейство провело консультации с оружейниками, и только Брауни проявил к этому делу интерес. В марте 1626 г. он представил 6 чугунных орудий - 2 кульверины, 2 полукульверины и 2 сейкера (крупных фальконета). Испытания прошли успешно, и Брауни получил премию в 200 ф.ст.
Однако в 1628 г. в походе на Ла Рошель флот Карла был все еще вооружен бронзовыми орудиями. Только небольшие "уэлпы" были вооружены чугунными орудиями. Однако нанятые торговые суда были вооружены чугунными орудиями. К 1636 г. чугунные пушки появились и на крупных кораблях, однако они по-прежнему уступали в количестве бронзовым. Лищь 10 из 24 судов к этому времени имели в наличии чугунные пушки. Крупнейшие суда вооружались бронзовыми пушками несмотря на стоимость "The Sovereign of the seas" имел 102 бронзовые пушки, которые составляли 24 753 ф.ст. из общей стоимости корабля 40 833 ф.ст
Во время Гражданской войны флот со всеми арсеналами попал в руки Парламента. Хотя в больших кораблях не было нужды, однако небольшие патрульные суда требовались в изрядном количестве. Тем не менее они реквизировались или захватывались чаще, чем строились специально для флота. Поэтому они были вооружены в массе своей чугунными орудиями.
После казни Карла республика не нашла мира. В течение 11 лет помимо роялистов англичанам приходилось воевать с шотландцами, ирландцами, французами, голландцами и испанцами. С начала 1649 г. Адмиралтейство заказало множество двух- и (позднее) трехдечных "фрегатов". Крупнейший корабль - "Нейсби" - нес 80 орудий, в то время как двухпалубные корабли в основном вооружались 60 пушками. Несколько судов было потеряно, однако верфи строили их в гораздо большем количестве и к 1660 г. флот насчитывал 157 судов и 4390 пушек. Разумеется, делать их из бронзы вышло бы слишком дорого. Поэтому заказ на чугунные орудия составил: 259 в августе 1652 г., 1500 в феврале 1653 г., 1450 - в июле 1653 г.
Однако, бронзовым пушкам по-прежнему отдавалось предпочтение. Из бронзы старались лить наиболее крупные пушки. Крупные корабли (особенно флагманы) вооружали бронзовыми орудиями насколько это было возможно.
Так, "Фэйрфакс", вице-адмиральский флагман был оснащен 20 бронзовыми орудиями, снятыми с менее важного "Хэппи Энтранс".
В 1660 г., когда монархия была восстановлена большинство кораблей было оснащено чугунными орудиями. Анализ показывает, что на 50 кораблях, отправленных в резерв в 1660-61 гг. 3/4 пушек были чугунными. Бронзовыми оставались лишь наиболее крупные пушки - полупушки и 7"-пушки, а также старые типы - полукульверины, кульверины и сейкеры. Исключением были 12-фунтовые пушки, но почти все они были трофейными.
Раннее правительство Карда II не меняло политику в этом вопросе. Бронзовые пушки по-прежнему использовались на кораблях 1 и 2 рангов. Так в 1663 г. запасные пушки Вулвича и Тауэра были поставлены на корабли 2 ранга - "Ройял Оук" и "Ройял Катрин". Новые бронзовые пушки производились от случая к случаю, как в 1666 г., когда Брауни получил заказ на 40 7"-пушек из старых запасов меди или в 1670 г., когда был получен заказ на бронзовые пушки для фрегатов 1 ранга, для которых также были использованы старые запасы. Новые источники меди почти не требовались, хотя в 1664 г. пришлось купить 200 т. в Швеции.
В 1670 г. в своем списке флота адмирал Дин распределил пушки таким образом, чтобы все суда 1-2 рангов (и королевские яхты) были оснащены бронзовыми орудиями, в то время как остальные суда - чугунными. Однако, на практике, многие корабли средних классов имели смешанное вооружение. Политика приоритета флагманов в бронзе оставалась, и в 1663 г. на "Рэйнбоу", ставший флагманом Эллина, были поставлены орудия, снятые с других кораблей. В 1665 г. на "Генри" были установлены 4 бронзовые пушки там, где бы они были ближе всего к адмиралу. Вообще, установка бронзовых орудий так, чтобы их мог видеть адмирал практиковалась неоднократно. В 1672 г. флагман Дж. Нарборо нес 72 орудия (при стандартной комплектации 60). 22 орудия были бронзовыми - "4 бронзовых сейкера на полубаке, 14 бронзовых сейкеров на квартердеке и за каютами, 2 бронзовых 12-фунтовых пушки, 2 бронзовых сейкера на корме".
Разница в стоимости бронзы и чугуна росла с годами.
В 1625 г. Брауни оценивал чугун в 2 ф.ст. за центнер (брит.), а бронзу - в 8 ф.ст.
В 1670 г. бронза стоила 7/10/0 ф.ст., а чугун - 18 шиллингов.
Это приобрело огромное значение в 1677 г., когда Парламент выделил 600 000 ф.ст. на строительство 30 кораблей (1 -1 ранга, 9 - 2 ранга, 20 - 3 ранга). Несмотря на речь Пеписа, секретаря Адмиралтейства, эта сумма едва ли была адекватной. Компромисс нашел король, который настоял, чтобы корабли были больше заказанных Парламентом, а недостающие деньги он внесет из собственных средств.
Пепис произвел ряд расчетов. Оснащение 30 кораблей бронзовыми орудиями потребовало бы 450 000 ф.ст., что оставляло бы лишь 150 000 на постройку корпусов. Строительство 20 кораблей с бронзовыми орудиями потребовало бы 624 910 ф.ст. и не удовлетворило бы ни Адмиралтейство, ни представителей Казначейства. Он также рассмотрел возможность использования отожженного железа, которое было дороже обычного и повышало стоимость пушек кораблей 3 ранга с 5880 ф.ст. до 12740 ф.ст.
Такое "улучшенное" железо считалось столь же подходящим, сколь и бронза, однако никогда не производилось в достаточном количестве. Тем не менее из отчета 1702 г. следует, что такое железо ничем не лучше обычного...
Фактически, все 30 судов проекта 1677 г. были оснащены чугунными орудиями. Из-за недостаточного финансирования бронзовыми орудиями не был оснащен даже корабль 1-го ранга - "Британия". На него пришлось поставить пушки, снятые с других кораблей. Однако, с этого момента бронзовых пушек уже не будет хватать для оснащения всех крупных судов...
В 1698 г. флот снова увеличился до 323 судов. Бронзовые пушки стали огромной редкостью. Согласно инвентарным описям, только 11 судов имели на борту бронзовые орудия. Только 3 из 7 кораблей 1 ранга (Британия, Ройял Уильям и Лондон) имели на борту полное бронзовое вооружение, а 2 корабля 1 ранга (Виктори и Соверен) вообще не имели бронзовых пушек. 4 из 12 кораблей 2 ранга несли хоть какие-то бронзовые орудия. И наконец 2 корабля 3 ранга (Резолюшн и Стирлинг Кэсл) несли бронзовые пушки. Последний корабль нес 4 6-фунтовые пушки голландского производства. Он затонул во время Великого Шторма 1703 г., и одна из пушек была поднята в 1979 г. На ней даже сохранился инвентарный номер 1698 г.
В 18 столетии использование бронзовых пушек окончательно сошло на нет. В 1716 г. только 3 корабля 1 ранга несли бронзовые орудия.
Пушка, 1750 г.: